Страничка психолога

В дневник родителей

Агрессивный ребенок

Готовность к школе

Готовность к школе и условия успешной учебы

Если ребёнка задирают

Зависимость от компьютера

Первый раз — в первый класс!

Рекомендации по оказанию помощи детям при подготовке к ЕГЭ

Родителям на заметку

Суицид

Бросай курить

Дети — наше будущее!

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.

Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.

Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Большинство детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

Иногда у этих детей отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка и т. п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новыми требованиями, с новым режимом, он становится учеником.

Вторая группа детей (30%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа (14%) — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители, они «мешают работать в классе», «третируют детей».

И все же необходимо заметить, что за внешним проявлением негативных форм поведения, или, как обычно говорится, плохого поведения ребенка, могут быть самые разные причины. Среди этих детей могут быть и те, кто плохо воспитан, и те, у которых отмечается слабость нервной системы. Для определения истинных причин «плохого поведения», если оно очень беспокоит учителей и родителей, стоит обратиться к врачу. Часто такие дети становятся «отверженными», что в свою очередь рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь хоть так выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то все это вместе может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

Таким образом, можно сказать, что основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

 Правила общения с ребенком 

  • Безусловно принимайте ребенка – любите его не за то, что он красивый, отличник, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть!
  • Активно слушайте ребенка – «возвращайте» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
  • Бывайте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
  • Помогайте, когда ребенок просит.
  • Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему.
  • Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
  • Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  • Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
  • Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.
  • Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.
  •  Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.
  • Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
  • Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, о том, что чувствуете вы, а не о нём, о его поведении.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
  • Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  • Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.
  • Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, в учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя!
  • Помните, что каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем!

 Проблемы застенчивых детей в школе.

Достаточно тяжело происходит процесс адаптации к школе у застенчивых детей. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима. Подготовительные курсы к школе для застенчивых ребятишек просто необходимы!

Но что же делать, если в первом классе вашему малышу придется “вливаться” в совершенно незнакомый для него коллектив, привыкать отвечать на уроках, не бояться диалога с учителем? Все это может вызвать стрессы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Застенчивый ребенок может блестяще выучить домашнее задание и при этом не сказать ни слова, когда его вызовут к доске. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос учителя, хоть прекрасно знает ответ. И учителем, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, учитель может счесть ребенка труднообучаемым, а одноклассники наверняка подберут для него не совсем приятное прозвище.

Бороться с застенчивостью вашего малыша нелегко, но необходимо! Вспомните, часто ли вы брали ребенка с собою в гости, на всевозможные торжественные мероприятия, приглашали к себе домой его друзей? Делайте это почаще, не думайте, что необходимо оберегать малыша от контактов. Пусть к нему придут одноклассники, а вы заранее продумайте, в какие игры предложить им поиграть. Попросите ребят не произносить ничего обидного и уж, конечно, обойтись без “дразнилок”, которые они, случается, любят. Детям нравятся игры в “фанты”, “слова”, они любят делиться на маленькие команды и изображать “шарады”, а если позволяет площадь квартиры – играть в прятки, жмурки, кегли и т.д. Пусть сами решат, что именно выбрать. При этом вы должны замечать все проявления “антизастенчивости” у ребенка, поддержать его в этот момент, похвалить. Так постепенно малыш приучается к свободному, раскованному общению со сверстниками.

На праздниках и семейных торжествах ребенок должен быть вместе со всеми, принимать активное участие в их подготовке. Замечательно, если малыш выучит стихотворение ко дню рождения бабушки и прочтет его в присутствии гостей. Пусть почаще общается со взрослыми, незнакомыми людьми. Гуляя с ним на улице, попросите, например, узнать у прохожего, который час. Поручайте ребенку отвечать на телефонные звонки, иногда просите позвонить кому-то из родственников. Все это поможет преодолеть застенчивость, приобрести навыки коммуникации и общения.

 55 способов сказать ребенку «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ»

Чтобы ребенок ощутил вашу заботу и поддержку, любовь и внимание, почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и усилит его желание ходить в школу.

  1. Молодец!
  2. Хорошо!
  3. Удивительно!
  4. Гораздо лучше, чем я ожидал!
  5. Лучше, чем все, кого я знаю!
  6. Великолепно!
  7. Прекрасно!
  8. Грандиозно!
  9. Незабываемо!
  10. Именно этого мы давно ждали!
  11. Это трогает меня до глубины души!
  12. Сказано здорово — просто и ясно!
  13. Остроумно!
  14. Экстра-класс!
  15. Талантливо!
  16. Ты одаренный.
  17. Ты сегодня много сделал!
  18. Отлично!
  19. Уже лучше!
  20. Еще лучше, чем я мог подумать!
  21. Потрясающе!
  22. Замечательно!
  23. Поразительно!
  24. Неподражаемо!
  25. Несравненно!
  26. Красота!
  27. Как в сказке!
  28. Очень ясно!
  29. Ярко!
  30. Очень эффектно!
  31. Прекрасное начало!
  32. Ты просто чудо!
  33. Ты на верном пути!
  34. Здорово!
  35. Ты в этом разобрался!
  36. Ты ловко это делаешь!
  37. Это как раз то, что нужно!
  38. Ух!
  39. Поздравляю!
  40. Я тобой горжусь!
  41. Я просто счастлив!
  42. Мне очень важна твоя помощь!
  43. Работать с тобой — это радость!
  44. Ты мне необходим!
  45. Для меня важно то, что тебя волнует, радует, тревожит!
  46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится!
  47. С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше!
  48. Для мня нет никого красивее тебя!
  49. Научи меня делать также!
  50. Тут мне без тебя не обойтись!
  51. Я знала, что тебе это по силам!
  52. Ты мне нужен именно такой, какой ты есть!
  53. Никто мне не может заменить тебя!
  54. Я горжусь тобой!
  55. Я сам не смог бы лучше сделать!