Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.

Федеральный перечень учебников планируют обновлять раз в пять лет

О том, какие новшества будут введены при формировании федерального перечня учебников после вступления в силу нового закона об образовании, сообщила заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк.

С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ», который повышает требования для учебников, входящих в федеральный список. Информацию о том, как будет формироваться новый перечень, предоставила РИА Новости статс-секретарь-заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк.

Сообщается, что, по новым правилам, научная и педагогическая экспертизы теперь будут проводиться не только для включения учебников в федеральный список, но и для исключения из него, поскольку в данный момент федеральный перечень содержит около трех тысяч учебников, что является излишним и затрудняет выбор педагогам, к тому же, часть школьных пособий уже морально устарела.

Новый порядок экспертизы предусматривается документом, который подготовлен министерством образования совместно с палатой Российского книжного союза «Образовательная среда».

Теперь в федеральный перечень будут входить исключительно учебники, представляющие завершенную предметную линию: материал в учебниках по одному предмету для разных классов должен быть изложен последовательно и опираться на единую методологическую основу, а сам учебник должен сопровождаться методическим пособием для учителя, которое поможет ему более эффективно проводить уроки.

Также школьные учебники должны иметь электронные приложение, которые, как отмечает Наталья Третьяк, впоследствии превратятся в электронные интерактивные версии учебника целиком: «Но пока анализ показывает, что, к сожалению, мы не можем по всем предметам и уровням образования представить электронные учебники, поэтому будет предусмотрен переходный период в два-три года. Захочет ли школа воспользоваться электронным приложением, уже зависит от нее, но такая возможность должна быть предоставлена».

Возрастет и количество экспертиз, а также расширятся их функции: «Мы сохраняем научную и педагогическую экспертизу, но последняя значительно расширяется. Кроме требований соответствия методов изложения материалов возрастным особенностям ребенка, которые сейчас существуют, вводится требование об обязательном соответствии учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Также в рамках педагогической экспертизы будут оцениваться наличие учебно-методического пособия, его соответствие учебнику, наличие электронного приложения, его качество».

Планируется введение еще одной экспертизы, общественной, которая станет проводиться после успешного прохождения учебником двух основных экспертиз. По предложению РКС введут и этнорегиональную экспертизу, которая будет проверять учебники на соответствие региональному законодательству, наличие базовых национальных ценностей, региональных и этнокультурных особенностей.

Важно отметить, что Министерство образования не определяет перечень организаций, которые будут производить экспертизы, только формирует требования к ним, и издатель должен будет сам определять экспертные организации, руководствуясь имеющимся критериями.

Вместе с этим, будет сформирован Научно-координационный совет по учебникам, в который войдут представители общественных организаций и эксперты, задачей которых будет определять, насколько верными были проведенные экспертизы и можно ли рекомендовать прошедшие их учебники для включения в федеральный список. Также члены совета будут решать вопросы по исключению учебников из перечня.

Наталья Третьяк отметила также случаи выбывания учебников из перечня, не связанные с экспертизами: «У нас предусмотрены случаи исключения учебника из перечня, если его отзовет сам правообладатель, например, если книга снята с производства, если есть представление правоохранительных органов либо учебник лишен санитарно-гигиенического сертификата».

Ближайший учебный год российские школы будут учиться по учебникам из старого Федерального перечня, причем эти книги будут использоваться и дальше, пока не истечет их срок износа, в среднем составляющий пять лет.

Приобретение учебников из составленного по-новому Федерального перечня начнется с 2014-2015 учебного года.

Подчеркивается, что специалисты сделали выводы о неэффективности ежегодного пересмотра списка учебников, поэтому сейчас ведутся обсуждения того, чтобы Федеральный перечень учебников формировался один раз в пять лет.

Министерство образованияОбразовательная средаРоссийский книжный союзУчебникиФедеральный перечень учебниковшколы

Использован материал сайта http://vio.uchim.info/Vio_124/cd_site/articles/art_1_8.htm

 

Появились подробности нового порядка формирования федерального перечня учебников
http://pro-books.ru/news/3/13084

Федеральный перечень учебников планируют обновлять раз в пять лет
http://pro-books.ru/news/3/13003

Федеральный перечень рекомендованных школьных учебников в России сокращен более чем в два раза
http://www.baltinfo.ru/2014/03/05/Federalnyi-perechen-rekomendovannykh-shkolnykh-uchebnikov-v-Rossii-sokraschen-bolee-chem-v-dva-raza-411705

Федеральный список учебников уменьшили в 2,5 раза
Новый Федеральный список учебников будет утвержден к 1 апреля. Одобренные по свежим правилам пособия поступят в школы в следующем учебном году.
http://pro-books.ru/news/3/14506

Эксперты РАО забраковали почти 20 процентов школьных учебников 
Эксперты РАО забраковали почти 20 процентов школьных учебников, которые поступили на педагогическую экспертизу. Об этом рассказал член научного совета по экспертизе учебников Российской академии образования профессор Игорь Суколенов.
http://pedsovet.org/index.php?option=com_content&task=view&id=21326&Itemid=265

Минобрнауки завершило прием учебников на включение в федеральный перечень 2014-2015 гг.
15 февраля 2014 года был завершен прием документов на включение изданий в новый федеральный перечень, рекомендованных и допущенных для использования в российских школах.
По новой процедуре все школьные учебники должны быть одобрены Научно-методическим советом при Минобрнауки, что возможно только при прохождении пяти экспертиз: научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной (последние две — при необходимости).
http://pro-books.ru/news/3/14390

Виктор Васильев. Об учебниках математики в связи с новым Федеральным перечнем
http://atlmrf.livejournal.com/11075.html
http://glav.su/forum/4-politics/9-russia-progress-perspectives/message/2095410/#msg2095410

О Федеральном перечне учебников на 2014/2015 учебный год
Из Федерального перечня учебников на 2014/2015 учебный год безосновательно и противозаконно исключены многие востребованные предметно-методические линии.
http://pedsovet.org/index.php?option=com_content&task=view&id=21572&Itemid=251

Конец вариативности?
Автор и идеолог вариативного образования, один из разработчиков Федерального государственного стандарта дошкольного образования, академик РАО, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, решил освободить свое кресло в Президиуме Российской Академии образования.
http://pedsovet.org/index.php?option=com_content&task=view&id=21405&Itemid=251

РАН посчитала русскую литературу «завышенно патриотичной» для школы
Академики раскритиковали учебник литературы, основанный на произведениях классиков, и одобрили пособия, рассказывающие, почему «Ахмет танцует лезгинку, Марк ходит в синагогу, а Марат не ест свинину»
http://izvestia.ru/news/565720

Учебный бой
Разгорается скандал вокруг итогов Научно-методического совета Минобрнауки в части формирования федерального перечня учебников на 2014/15 год: издательства протестуют против необоснованных решений, академики покидают президиум РАО
http://www.novayagazeta.ru/society/62669.html

Отрицательная селекция образования
Минобрнауки опубликовало федеральный перечень учебников на 2014/15 год, откуда по разным причинам оказались исключены российские учебники, лучше всего соответствующие новым федеральным образовательным стандартам (ФГОС). В основе как этих учебников, так и новых ФГОС лежит система развивающего образования, которую создал психолог Лев Выготский. Именно по системе Выготского строится обучение школьников в большинстве западных стран.
http://www.gazeta.ru/social/2014/03/14/5950461.shtml

Добавить комментарий