Подготовка к ЕГЭ

  Регистрация на участие в ЕГЭ

     Для участия в ЕГЭ необходимо подать заявление с перечнем конкретных предметов, которые предполагается сдавать.

Не позднее 31 декабря орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, обязан на своем сайте и в средствах массовой информации объявить  список мест регистрации на сдачу ЕГЭ.

Не позднее 1 марта подают заявление на участие в ЕГЭ в основные сроки (май-июнь) и досрочно (апрель)

выпускники текущего года, в том числе имеющие право участвовать в ЕГЭ досрочно, а также обучающиеся в образовательных учреждениях НПО и СПО – в администрацию своего образовательного учреждения

выпускники прошлых лет и выпускники образовательных учреждений НПО и СПО – в места регистрации на ЕГЭ, объявленные в соответствии с организационно-территориальной схемой проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации

С 20 июня по 05 июля подают заявление на участие в дополнительные сроки (июль)

имеющие право участвовать в дополнительные сроки ЕГЭ – в места регистрации на ЕГЭ, установленные организационно-территориальной схемой субъекта Российской Федерации, как по месту жительства, так и в любом регионе Российской Федерации

В период приемной кампании абитуриенты, не имеющие результатов ЕГЭ (в том случае если они имеют право сдавать ЕГЭ), могут получить информацию о месте подачи заявления на ЕГЭ, а также о сроках, месте и порядке проведения экзаменов в приемной комиссии ссуза/вуза, в который планируют поступать.

 Пропуск на ЕГЭ

Участники ЕГЭ в основные сроки получают пропуск до 10 мая у администрации своего образовательного учреждения или в месте регистрации на ЕГЭ.

Участники ЕГЭ в дополнительные сроки получают пропуск с 20 июня по 05 июля в месте регистрации на ЕГЭ.

В пропуске на ЕГЭ указывается:

предметы  ЕГЭ

адреса пунктов проведения экзамена (далее – ППЭ)

даты и время начала экзаменов

коды образовательного учреждения и ППЭ

иная информация

 Пункт проведения ЕГЭ (ППЭ)

ЕГЭ проводится в специальных пунктах проведения экзамена (ППЭ). 

ППЭ, как правило, размещаются в образовательных учреждениях или в других зданиях, отвечающих соответствующим требованиям.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, определяют количество и места расположения ППЭ и распределение между ними участников ЕГЭ.

 Органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования, обеспечивают доставку участников ЕГЭ к ППЭ.

 Информацию о порядке прибытия в ППЭ участники ЕГЭ получают при получении пропуска.

 В ППЭ нужно приходить с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность, и пропуском на сдачу ЕГЭ.

Как правило, в ППЭ выпускников сопровождают уполномоченные представители от образовательного учреждения, в котором они обучаются. документы, удостоверяющие личность

Документы, удостоверяющие личность

 ВНИМАНИЕ!

 Свидетельство о рождении участника ЕГЭ не является документом, удостоверяющим личность. Граждане РФ        Паспорт гражданина Российской Федерации

Дипломатический паспорт

Служебный паспорт

Паспорт моряка

Удостоверение военнослужащего

Иностранные граждане        Паспорт иностранного гражданина, либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Лица без гражданства в РФ  Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства

Разрешение на временное проживание

Вид на жительство

Иные документы, предусмотренные ФЗ или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства

Беженцы    Свидетельство ходатайствующего о признании беженцем

Удостоверение беженца

Свидетельство о предоставлении временного убежища

 Действия участников на ЕГЭ

 Во время рассадки в аудитории:

в сопровождении организатора пройти в аудиторию, взяв с собой только паспорт, пропуск, ручку и разрешенные для использования на экзамене по предмету дополнительное оборудование, оставив лишние вещи в аудитории в специально выделенном для этого месте

занять место, указанное организатором

Меняться местами без мотивированного указания организаторов запрещено.

До сведения участников ЕГЭ доводится, что всё приносимое оборудование передается организатору в аудитории для просмотра. В случае несоответствия принесенного экзаменующимся оборудования требованиям организатор имеет право не выдавать это оборудование, а возвратить его только после завершения экзамена.

При раздаче комплектов экзаменационных материалов:

внимательно прослушать инструктаж, проводимый организаторами в аудитории (как заполнять бланки, сколько продолжается экзамен, как подавать апелляции, где и когда можно ознакомиться с результатами ЕГЭ и т.п.)

обратить внимание на целостность упаковки доставочных пакетов с индивидуальными комплектами экзаменационных материалов перед вскрытием их организаторами

получить от организаторов запечатанные индивидуальные комплекты с вложенными в них экзаменационными заданиями (КИМ), бланком регистрации, бланками ответов № 1 и № 2

получить от организаторов черновики

вскрыть по указанию организаторов индивидуальные комплекты

проверить количество  бланков ЕГЭ и КИМ в индивидуальном комплекте и отсутствие в них полиграфических дефектов

В случаях обнаружения в индивидуальном комплекте лишних (или недостающих) бланков ЕГЭ и КИМ, а также наличия в них полиграфических дефектов участники ЕГЭ должны незамедлительно сообщить об этом организаторам, которые обязаны полностью заменить индивидуальный пакет с дефектными материалами.

При заполнении бланков регистрации:

прослушать инструктаж организаторов по заполнению области регистрации бланков ЕГЭ и по порядку работы с экзаменационными материалами

под руководством организаторов заполнить бланк регистрации и области регистрации бланков ответов № 1 и 2

После того, как все находящиеся в аудитории участники ЕГЭ заполнили регистрационные поля бланков, официально объявляется о начале экзамена.

Время начала и окончания экзамена фиксируется на доске.

Во время экзамена

Участники ЕГЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в туалет, в медицинскую комнату) только в сопровождении одного из организаторов или дежурных по этажу, предварительно сдав бланки ЕГЭ ответственному организатору по аудитории, который ставит в бланке регистрации метку «Факт выхода из аудитории».

 Разрешается пользоваться на ЕГЭ

по математике – линейкой

по физике – линейкой и непрограммируемым калькулятором

по химии – непрограммируемым калькулятором

по географии – линейкой, транспортиром, непрограммируемым калькулятором

Калькуляторы должны обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg).

 Калькуляторы не должны предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.

 Калькуляторы не должны предоставлять экзаменующемуся возможности получения извне информации во время сдачи экзамена. Их коммуникационные возможности не должны допускать беспроводного обмена информацией с любыми внешними источниками.

 Отсутствие у калькулятора полноценной буквенной клавиатуры и возможностей программирования является косвенным подтверждением отсутствия у него значительной памяти для хранения данных.

Все остальное, что не входит в данный перечень, иметь и использовать на экзамене запрещено, в том числе:

мобильные телефоны или иные средства связи

любые электронно-вычислительные устройства и справочные материалы и устройства, кроме разрешенных в качестве дополнительных устройств и материалов, используемых по отдельным предметам

Также запрещаются:

разговоры

вставания с мест

пересаживания

обмен любыми материалами и предметами

хождение по ППЭ во время экзамена без сопровождения

При нарушении этих правил и отказе в их соблюдении  организаторы совместно с уполномоченным представителем ГЭК вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена с внесением записи в протокол проведения экзамена в аудитории с указанием причины удаления. На бланках и в пропуске проставляется метка о факте удаления с экзамена. Экзаменационная работа такого участника ЕГЭ направляется на проверку вместе с экзаменационными работами остальных участников ЕГЭ данной аудитории.

 По окончании экзамена

сдать бланк регистрации, бланки ответов № 1 и № 2, в том числе дополнительный бланк ответов № 2, черновик и КИМы, при этом организаторы в аудитории ставят в бланке ответов № 2 (в том числе на его оборотной стороне) и в дополнительном бланке ответов № 2 прочерк «Z» на полях бланка, предназначенных для записи ответов в свободной форме, но оставшихся незаполненными

при сдаче материалов предъявить организаторам свой пропуск, на котором ответственный организатор в аудитории фиксирует количество данных бланков, ставит свою подпись, а также печать учреждения, в котором проводится ЕГЭ, либо штамп «Бланки ЕГЭ сданы» (печать или штамп может также ставиться на выходе из ППЭ)

по указанию организаторов покинуть аудиторию и ППЭ

Участники ЕГЭ, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, могут сдать ее организаторам, не дожидаясь времени окончания экзамена, но не позднее, чем за 15 минут до его официального завершения.

Если участник ЕГЭ по объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, он может досрочно удалиться с экзамена.

 Общественные наблюдатели

 О системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 2235.

 Памятка для учащихся

Как готовиться к ЕГЭ.

Подготовка

1.      Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу и т.п.

2.      Составьте план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться, какие разделы, темы.

3.      Начинайте с самого трудного, с тех разделов, которые знаете хуже всего.

4.      Полезно сконцентрировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

5.      Выполняйте как можно больше опубликованных тестов по этому предмету.

6.      Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов ( на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты).

7.      Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить весь материал по составленным схемам.

8.      Когда нужно сесть за стол и готовиться к экзаменам, а вы не можете это сделать, в голову «лезут» посторонние мысли, то попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит включиться вам в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, на котором приготовлены книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 8 – 10 раз «Я могу писать. Я могу писать… Я пишу… Я пишу!». Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. И вы почувствуете, что рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, но главное условие – должны быть короткими и по существу дела.

Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливать и не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас

9.      Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п.

10.  Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую паузу (1-2 минуты) или переключиться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.

11.  Когда вы начинаете испытывать во время подготовки психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, вам надо найти способы «остановки» себя. Перечислим некоторые из них:

  •   сделать паузу в работе;
  •   выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;
  •   подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
  •  опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
  •  постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т.
  •   Силы восстанавливает сон – спать необходимо не менее 8 часов в сутки.

Борьба со стрессом и переутомлением

u  Позаботьтесь о том, чтобы ваш организм получал достаточно витаминов в период подготовки к экзамену.

u  Очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн.

u  Необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы:

слушайте расслабляющую музыку,

смотрите на  небо, облака, мечтайте;

уделяйте время любимым занятиям

выделяйте достаточное время для сна

u общайтесь с друзьями и родственниками.

Накануне  тестирования

1.      Прекратите занятия в последний день перед экзаменом. Расслабьтесь, займитесь любимым делом.  Выспитесь как можно лучше. Дайте своему организму отдохнуть и набраться сил перед экзаменом.

2.       Вечером перед экзаменом можно принять теплую ванну с морской солью, с добавлением расслабляющего аромомасла (иланг-иланг, лаванда, сандал, душица, сосна).

3.      Если вы сильно волнуетесь и не можете заснуть, — успокаивающие средства (валерианку, пустырник) можно выпить на ночь перед экзаменом, но ни в коем случае не утром, в день экзамена.

4.      Утром в день экзамена -  контрастный душ, легкая зарядка помогут активизировать организм. Легкий завтрак. Лучше пить минеральную или простую чистую воду. Можно втереть в кожу каплю стимулирующего аромамасла: (лимон, апельсин, грейпфрукт, шалфей). Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь, скажите себе «сегодня у меня все получится».

5.      В пункт сдачи экзамена вы должны явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт, и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Во время тестирования.

1.      В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию ( как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д. ) Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность ответов.

2.      Бланк ответов заполняется только печатными буквами. Обратите внимание на то, как пишутся некоторые буквы.

3.      Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только а заданиях типа А, используя поля с заголовком «Отмена ошибочных меток». Количество допускаемых исправлений – не больше шести.

4.      При получении результатов тестирования вы имеете право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласны с оценкой, можете подать аппеляцию в конфликтную комиссию в течение 3 дней после объявления результатов.

Рецепты успешной тактики выполнения тестирования.

Создай нужный психологический настрой на работу. Сядь удобно. Расслабь мышцы. Сделай дыхательную гимнастику для снятия напряжения: глубокий вдох через нос (4 — 6 секунд),  задержка дыхания (2 — 3 секунды), медленный выдох. Сосредоточься на словах: «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. В завершение сожми кисти в кулаки. Можешь сделать кинесиологическую гимнастику для активизации мозга: большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для тебя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Жесткие рамки времени  не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.  Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные вопросы. Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тесте не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном задании, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Думай только о том, что каждое задание – это шанс набрать баллы.

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям (первый круг). А потом спокойно вернись и подумай над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой ответ, который на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не реально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Получение результатов

Если тебя постигла неудача, и ты получил недостаточное количество баллов, подумай к кому из своих близких людей или друзей ты можешь сейчас обратиться, чтобы обсудить эту ситуацию.

Важно найти людей, которые могут тебя поддержать в этот трудный момент твоей жизни, старайся не оставаться один наедине с тяжелыми мыслями.

Ты можешь также обратиться за психологической помощью по телефону доверия 8-800-3000122 (звонок бесплатный) или в районный психологический центр (консультация бесплатная).

Вспомни, какой запасной альтернативный вариант ты продумывал для себя на случай неудачи на экзамене – найти временную работу, готовится к пересдаче на следующий год, пойти учится на платное заочное отделение, пойти в армию и т.д.

Если ты заранее не продумал запасной вариант действий, начни обдумывать его сейчас, советуйся с родственниками и друзьями, доброжелательно настроенными по отношению к тебе или обратись к специалисту (психологу).

 ПОМНИ!

ЭКЗАМЕН ЛИШЬ ОДНО ИЗ СОБЫТИЙ ЦЕЛОЙ БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ,

КОТОРАЯ У ТЕБЯ ЕЩЕ ВСЯ ВПЕРЕДИ.

   Памятка для родителей

Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ

 1.     Психологическая поддержка.

Экзамен – сложное испытание и требует мобилизации сил и напряженной умственной работы от выпускника школы.

·         Подчёркивая важность этого события в жизни вашего сына/дочери, ответственность этого момента, старайтесь не нагнетать слишком сильное напряжение – чрезмерная тревога, как и чрезмерная расслабленность препятствуют эффективной подготовке.

·         Выпускнику необходимо чувствовать вашу поддержку, а не давление.

·         Выражайте уверенность в его способности справится с этим испытанием.

·         Обратите внимание и на свои чувства, связанные с ЕГЭ – если вы испытываете страх, боитесь, что Ваш ребенок не сдаст экзамен – эту тревогу может чувствовать и он – и это уменьшит его уверенность в своих силах. Напротив Ваша уверенность и убежденность в его способностях будет ему помогать.

·         Для уменьшения тревоги Вам необходимо получить всю необходимую информацию о ЕГЭ в своем образовательном учреждении. Вы можете также поговорить  с классным руководителем — он владеет необходимой информацией.

·         Сохраняйте теплые и доверительные отношения с ребёнком в этот непростой период. Пусть он чувствует Вашу заботу и внимание, но не чрезмерную опеку и контроль.

2.     Режим дня и самочувствие

·         Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Некоторым детям  (с ведущим правым полушарием) для эффективной умственной работы нужен музыкальный фон. Это активизирует работу мозга, – но музыка должна быть без слов и не слишком громкая.

·         Занятия должны чередоваться с периодами отдыха. Через полтора часа интенсивной работы необходимо делать перерывы. Каждый день у ребенка должно быть время для любимых занятий, общения. Важен достаточный для отдыха сон – не менее 8 часов. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Если Ваш ребенок плохо переносит интенсивные нагрузки, посоветуйтесь с лечащим врачом, о том какие поддерживающие и стимулирующие препараты Вы можете давать ребенку в этот период. Не назначайте препараты самостоятельно.

·         Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как курага, рыба, орехи, шоколад и т.д. стимулируют работу головного мозга.

3.     Организация подготовки к экзамену.

·         Помогите выпускнику спланировать порядок подготовки, распределить темы по дням. Во время выполнения тестового задания приучайте ребенка ориентироваться во времени и его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

·         Приобретите пособия с тестовыми заданиями и устройте дома репетицию экзамена.

·         Научите работать с тестами:

1.      Пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержится, это поможет настроиться на работу.

2.      Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования- не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать).

3.      Если не знаешь ответ на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

4.      Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

4.     Накануне экзамена

·         Накануне экзамена обеспечьте полноценный отдых, выпускник должен отдохнуть и как следует выспаться. В последний день не нужно интенсивно заниматься, лучше дать организму отдохнуть и набраться сил перед испытанием.

·         Вечером перед экзаменом можно принять теплую ванну с расслабляющими компонентами – хвойный экстракт, морская соль, аромомасла (иланг-иланг, лаванда, сандал, душица, сосна).

·         Успокаивающие средства (валерианку, пустырник) можно дать выпить на ночь перед экзаменом (при необходимости), но ни в коем случае не утром, в день экзамена.

·         Накануне экзамена поговорите с ребенком, обсудите его сомнения и страхи по поводу сдачи ЕГЭ, постарайтесь снять излишнее волнение, скажите, что у него все получится.

·         Утром, в день экзамена, проснуться поможет запах апельсинов, ритмичная музыка, душ, легкая зарядка. Легкий завтрак, пить лучше простую или минеральную воду.

·         Еще раз подбодрите ребенка, скажите, что вы не сомневаетесь в его способности справиться с ЕГЭ, пожелайте удачи, пусть уйдет из дома в хорошем настроении.

5.     Безопасность

·         ОЧЕНЬ ВАЖНО!. Всегда существует некоторый процент детей, не справившихся с ЕГЭ. Кроме того, ребенок может не набрать баллов, достаточных для поступления в тот ВУЗ, в который он хотел поступить.

·         На этот случай семья должна иметь запасной вариант действий, который заранее обсуждается с ребенком – он может найти временную работу, готовится к пересдаче на следующий год, пойти учится на платное заочное отделение, пойти в армию и т.д.

·         Ребенок должен знать, что с ним будет, если он не сдаст ЕГЭ или сдаст недостаточно хорошо. Неудача на экзамене не должна стать жизненной катастрофой, потрясением, с которым он не сможет справиться. Выход есть всегда – это главное, что он должен знать и помнить.

·         Ваши отношения должны быть достаточно теплыми и доверительными, чтобы в случае неудачи ребенок пришел к вам за поддержкой.

·         Если ребенок узнал о плохом результате и расстроился, поговорите с ним, постарайтесь успокоить, еще раз проговорите возможные варианты его дальнейшего жизненного пути.

·         Объясните, что целая жизнь гораздо больше, чем один несданный экзамен. Приведите примеры из своей жизни или жизни знакомых, которые терпели подобные неудачи, а потом все равно добивались успеха.

·         Предложите ему пригласить друзей, которые могут его поддержать, пусть он не остается наедине со своими тяжелыми чувствами и мыслями.

·         Наблюдайте внимательно за его эмоциональным состоянием. В нашем городе работает детский телефон доверия: 8-800-3000122 (звонок бесплатный), по которому ребенок может поговорить с профессиональным, специально подготовленным психологом. В случае необходимости ваш ребенок может получить психологическую консультацию в районном психологическом Центре (бесплатно).

Справочная информация:                                                                              1.      Телефон доверия для детей и подростков – 88003000122 (звонок бесплатный)                                                                                                                             2.      Психологические Центры (консультации бесплатные)                      Кировский район                                                                                          Центр» Аримадна»