Профориентация

Профориентационная работа в школе

Цель программы

Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в посёлке.

Задачи профориентационной работы:

-сформировать положительное отношение к труду;

-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

- Профессиональное просвещение.

- Профессиональная диагностика и профконсультирование.

- Профессиональная адаптация.

Ожидаемые результаты:

Реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь обучающимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.

                                          Обоснование Программы:

Актуальность проблемы состоит в том, что по результатам исследований, существует ряд факторов, снижающих конкурентоспособность молодежи:

1. Недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

2. Необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;

3. Трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;

4. Совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;5. Инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

 Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле — длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях — общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметникам.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Сроки Мероприятия Ответственные
1. Профессиональное просвещение
в течение года Реализация городской программы по профориентации Зам. дир. по ВР
в течение года Профориентация обуч-ся на уроках (экономика, география, обществознание, технология) Учителя-предметники
в течение года Дни открытых дверей в ВУЗаз, ССУЗах, лицеях, ПУ «Дороги, которые мы выбираем» Зам. дир. по ВР
Классные рук.
февраль Родительские собрания для 9, 11 классов «Как помочь ребенку выбрать профессию» кл. руководители
апрель Ярмарка профессий кл. руководители 5-11 классов
май Конкурс творческих проектов учителя технологии
В течение года Экскурсия на предприятия посёлка кл. руководители
В течение года Встречи с представителями предприятий посёлка зам. дир. по ВР
2. Диагностика и консультирование
в течение года Профдиагностика и консультирование выпускников 9,11 кл. «Оценка профессиональной направленности личности выпускника» психолог
ноябрь Профориентационная работа с обучающимися старших классов. Цель — выявление групп учащихся, нуждающихся в помощи по профессиональному самоопределению. психолог
декабрь Психологическое исследование 9 х классов на выявление уровня умственного развития . психолог
декабрь Педагогический консилиум по 9-м классам (результаты психологического исследования). психолог
февраль Анкетирование «Профессиональное самоопределение на основе самооценки» (9 класс). психолог
февраль Анкетирование обучающихся 10-11 классов с целью сбора информации об их ценностных ориентациях и интересах. психолог
март Оформление рекламного стенда «Выбери свою профессию» кл. руководители10-11 классов
в течение года Консультации для родителей уч-ся 9,11 кл. по вопросам профориентации. Зам. дир. по ВР Кл. рук.
психолог
3. Профессиональная адаптация
апрель Создание информационного банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. Кл. рук.
Зам. дир. по ВР
май Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и выпускникам из неблагополучных семей. Администрация
Соц. педагог

Вводимая в школах система профильного обучения поставила перед педагогами и руководителями образования задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.
В нашей школе преподаётся курс «Основы выбора профиля обучения» в 9-х классах, где ведётсяпрофориентационное просвещение.

 Классные руководителями разработаны и проводятся классные часы:

Возраст Темы занятий Содержание
2 класс «Наши семьи» Заполнение «паспорта семьи» Знакомство с профессиями родителей, формирование добросовестного отношения к труду, «первая установка» на выбор профессии
3-4 класс «Наш посёлок» «Взаимозависимость и взаимодействие членов общества»  Происходит знакомство с различными профессиональными сферами, их функционированием (ролевые игры, раскраски, стихи о различных профессиях, «праздничный календарь профессий»), а также ознакомление с видами производства (конвейерное, индивидуальное).
5-6 класс «Строительный, ресторанный, газетный бизнес». Более конкретно определяется круг интересов и способностей детей, создание макетов, рисование фантазии, написание статей и заметок — интеллектуальной воспитанности школьников.
7 класс «Фирма, предприятие» Проводятся ролевые игры «Как правильно вести себя при приёме на работу», учащиеся учатся составлять резюме.
9 класс «Рынок труда»  Формируется восприятие будущей профессиональной деятельности как способы создания определённого образа жизни.
10-11 класс «Искусство общения»,«Первое общение, «Первое впечатление — «можно» и «нельзя»»,«Как правильно читать объявления» Старшеклассники знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными, коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии, осваивают стратегии по освоению запасных вариантов. Учащиеся знакомятся со способами достижения результатов профессиональной деятельности, самоподготовке к избранной профессии и саморазвитию в ней

Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональная диагностика и консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Изучение обучающихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия «ценностные ориентации» следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности — это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

Предпрофильная подготовка и профильное образование.

 Предпрофильная подготовка представлена следующими курсами по выбору у обучающихся 9-х классов, продолжительность которых от 17 до 34 часов.

1. На подступах к риторике

2. Судьба реформаторов

3. Преступление и наказание

4. Как бороться с модулем

5. Проценты в повседневной жизни

6. Решение задач по физике повышенной сложности

7. Экспериментальные задачи по химии

8. Введение в неорганический синтез

9. Создаём школьный сайт в Интернете

Предпрофильная подготовка и профильное обучение дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость.

В школе ежегодно создаётся профильный класс на старшей ступени обучения: математический с углубленным изучением математики, информатики, физики.

                     Преимущества профильного обучения.
Во-первых, профильное обучение, как в недавнем прошлом школьная профориентация, содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии.

Во-вторых, профильное обучение, откликаясь на потребности и склонности обучающихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.

В-третьих, профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие места.

IMG_1164 IMG_1176 IMG_1172 IMG_1168 IMG_1160 IMG_1158 IMG_1139 IMG_1141