Концепция физико-математического образования в Пензенской области

В XXI веке  «…новая линия раздела пройдет 

между теми, кто обладает знаниями, и теми,

у кого их нет.  Мы должны учиться и стать

частью мира, основанного на знаниях».

  Ли Куан Ю «Сингапурская история»

 Введение

Российская общеобразовательная система традиционно сохраняет позиции одной из лучших в мире наряду с системами таких стран, как Великобритания, США, Сингапур, Япония, Швеция и другие.

Для сохранения  положения ведущей мировой державы в меняющемся информационном современном мире России необходима мобильная, соответствующая современным требованиям школа физико-математического, технологического образования. Опыт создания моделей таких школ существует в международной и российской практике. Одним из примеров динамичной системы является образовательная система Сингапура, в кратчайший срок  обеспечившая превращение экономически отсталой страны с малограмотным населением в страну, лидирующую в сфере новейших технологий. Сильная школа физико-математической подготовки в Сингапуре обеспечивает ориентацию на инженерные специальности 25% выпускников двух сингапурских университетов (в то время как в среднем по странам – участницам Организации Экономического Сотрудничества и развития  этот показатель – 15%), а общее число  студентов, изучающих естественные науки и инженерное дело, составляет 48% от общего набора студентов.

Современный этап социального и экономического развития Пензенской области требует формирования личности, обладающей необходимыми для развития производства знаниями, способной достичь жизненного успеха. В современном обществе главная роль в решении задач развития экономики, науки, техники, технологий и социальной сферы принадлежит людям, способным управлять производством, успешно заниматься предпринимательской деятельностью, создавать и продвигать новое знание. На первое место выходит знание в области точных наук, понимание способов применения собственного опыта, знаний, склонностей и способностей при решении конкретных жизненных и профессиональных задач. Именно это делает необходимым разработку и реализацию на территории Пензенской области Концепции физико-математического образования.

Анализ состояния физико-математического образования в Пензенской области показывает, что в регионе существуют все необходимые условия для комплексного развития данного направления в системе образования.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» проведена большая работа по оснащению предметных кабинетов физики и математики (в 2006-2008 гг. оснащены 45 кабинетов математики и 172 кабинета физики). Компьютерная оснащённость общеобразовательных учреждений составляет в среднем 14 учеников на 1 компьютер.

В регионе реализуются областные целевые программы, содействующие развитию системы образования, поддержке одарённых детей.

44% учащихся 10-11 классов обучаются по программам профильной школы, причём одним из наиболее востребованных в регионе является физико-математический профиль, который избрали 11% от общего числа учащихся старших классов школ Пензенской области.

Выпускники школ Пензенской области показывают стабильный результат на уровне общероссийских данных по итогам государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ (средний балл выпускников школ Пензенской области по математике – 47 (общероссийский – 43), по физике – 50 (общероссийский – 49)).

В регионе развита система работы с одарёнными детьми. Ежегодно учащиеся из Пензенской области показываю хорошие результаты на Всероссийской олимпиаде по физике.

В Пензенской области создана хорошая база для повышения квалификации педагогов, работающих в системе общего и дополнительного образования детей.

Всё это позволяет приступить к созданию ступенчатой модели физико-математического образования в Пензенской области.

 Основные идеи Концепции:

1. Идея учёта социально-политического фактора развития региона, состоящего в том, что главным условием развития и процветания Пензенской области являются человеческие ресурсы.

2. Идея разработки ступенчатой модели физико-математического образования в Пензенской области «Школа Архимеда», обеспечивающей создание благоприятных условий для формирования интеллектуальных качеств личности обучающихся, их самоопределения и производительного творчества, развития способностей к изучению точных и естественных наук.

3. Идея комплексного подхода к организации «Школы Архимеда», обеспечивающего тесное взаимодействие региональных и муниципальных структур, координацию программ общего и дополнительного образования.

4. Идея использования лучших моделей физико-математического образования в странах мира, лидирующих в сфере реализации программ для одарённых детей (таких как Сингапур, США, Китай, Израиль).

5. Идея состязательности, соревновательности, личностного роста и максимального развития интереса учащихся к занятиям физикой и математикой.

 Цель – подготовить новое поколение работников, способных заниматься научно-техническим творчеством и изобретательством, производственной и предпринимательской деятельностью, обеспечивать экономический рост региона на основе активного использования новейших достижений теоретической науки, методических и научно-практических разработок, учёта международных стандартов.

 Задачи:

1. Тщательное изучение мирового и российского опыта физико-математического образования, адаптация его к условиям региона и разработка ступенчатой модели физико-математического образования «Школа Архимеда».

2. Содействие экономическому подъёму региона посредством подготовки нового поколения работников, способных заниматься научно-техническим творчеством и изобретательством, производственной и предпринимательской деятельностью.

3. Создание системы выявления и поддержки школьников, проявляющих интерес к дисциплинам физико-математического направления, развитие их способностей, создание комплекса постояннодействующих образовательных программ по предметам физико-математического цикла, удовлетворяющих образовательные потребности личности, общества и региона.

4. Предоставление учащимся учреждений общего образования Пензенской области дополнительных возможностей для освоения курсов математики, физики и информатики по программам классов с углублённым изучением этих предметов, подготовки к предметным олимпиадам школьников различного уровня.

5. Повышение интереса школьников к предметам физико-математического цикла, содействие профилизации школьников и оказание им помощи в выборе профессии.

6. Создание условий для повышения конкурентоспособности выпускников сельских общеобразовательных учреждений при вступительных испытаниях в учреждениях профессионального образования различного уровня.

7. Создание условий для повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми, проявившими интерес к предметам физико-математического цикла.

8. Установление социальных контактов учреждений, обеспечивающих общее и дополнительное образование детей и молодёжи, с учреждениями науки, образования и другими, с производственными предприятиями с целью обеспечения непрерывности образования детей.

 Система физико-математического образования Пензенской области выполняет следующие функции:

Образовательная, состоящая в освоении школьниками курсов физико-математической направленности, развитии интереса к точным наукам, выявлении и развитии способностей юных жителей региона.

Стабилизирующая, состоящая в упорядочении и стабилизации деятельности образовательных учреждений региона в области физико-математического образования, сохранении и наращивании их образовательного потенциала.

Консультативная, предусматривающая обеспечение школьников Пензенской области оперативной консультативной помощью по конкретным вопросам, связанным с точными науками, вне зависимости от места их проживания.

Проектно-исследовательская, предполагающая стимулирование и развитие занятий учащихся, педагогов научно-исследовательской и проектной деятельностью в сфере точных наук, развитие прикладных исследований, содействующих развитию региональной экономики.

Стимулирующая, содействующая созданию новых форм физико-математического образования в регионе.

Внедренческая, направленная на участие в разработке и внедрении инновационных проектов и моделей физико-математического образования в Пензенской области, предоставление квалифицированной помощи работникам образования и образовательным учреждениям, участвующим в реализации этих проектов и моделей.

Экспертная, состоящая в осуществлении экспертизы разработанных учреждениями образования и отдельными педагогами проектов инновационной деятельности в сфере физико-математического образования школьников, а также реализации инноваций и внедрении такого содержания развития системы физико-математического образования, которое является эффективным для достижения необходимых результатов.

Интеграционная, предполагающая эффективную интеграцию образовательной политики и экономического развития, ставку на творчество, новаторство и предпринимательство, проведение грани между знанием фактов и творческим мышлением.

Воспитательная, состоящая в формировании свободной, физически здоровой, духовно богатой и интеллектуально развитой личности, обладающей основами научно-технического мышления, ориентированной на продуктивную трудовую деятельность в регионе.

 Принципы реализации:

Принцип координации, базирующийся на создании в регионе единой ступенчатой модели физико-математического образования, которая обеспечивает взаимодействие лиц, заинтересованных в обеспечении современного качества физико-математического образования.

Принцип системности и комплексности, заключающийся в одновременном использовании всей совокупности факторов и условий развития ступенчатой модели физико-математического образования и в объединении действий участников образовательного процесса в единую систему.

Принцип экономичности внедрения и развития ступенчатой модели физико-математического образования, заключающийся в разумном расходовании выделяемых средств.

Принцип прагматизма, основанный на утилитарной философии образования, его прагматизме, чётком видении результатов физико-математического образования.

Принцип состязательности и коллективизма, предполагающий использование бонусной накопительной системы, учитывающей как индивидуальные достижения учащихся, так и достижения образовательных учреждений.

 Ожидаемый результат:

▪ Превращение выпускников школ Пензенской области в динамично растущую, многочисленную и компетентную рабочую силу за счёт повышения качества физико-математического образования учащихся.

▪ Создание условий для формирования духовно богатой и интеллектуально развитой личности, способной к образованию и овладению профессиональными знаниями и навыками, ориентированной на продуктивную трудовую деятельность в регионе.

 Основные направления Концепции физико-математического образования в Пензенской области:

 1. Создание ступенчатой модели физико-математического образования

Концепция физико-математического образования в Пензенской области предполагает создание 4-ступенчатой модели физико-математического образования, охватывающего учащихся общеобразовательных учреждений Пензенской области вне зависимости от места их проживания, которая сочетает различные формы учебной и внеучебной деятельности, систему дополнительного образования детей.

 

1-я ступень (1-4 классы):

– создание необходимых условий для развития у младших школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих способностей;

– выявление математических способностей младших школьников;

– поиск и поддержка наиболее способных к исследовательской деятельности учащихся;

– оказание помощи в выборе ребёнком предметно-исследовательской области, которая соответствует его познавательным интересам;

– привлечение к творческой исследовательской и проектной деятельности младших школьников;

– организация мероприятий по различным направлениям работы с одарёнными детьми: проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, интеллектуальных игр, конференций, факультативных и кружковых занятий в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

 2-я ступень (5-6 классы) – содержание направлений работы 1-й ступени +

– организация пропедевтической работы, ориентированной на выявление интеллектуально одарённых детей, имеющих способности к занятию точными науками, исследовательской деятельностью, научно-техническим творчеством;

– использование различных форм внеучебной работы, системы дополнительного образования для вовлечения способных ребят в занятия точными науками, проектной, научено-исследовательской деятельностью, научно-техническим творчеством.

3-я ступень (7-9 классы)содержание направлений работы 1-й и 2-й ступеней +

– организация предпрофильной работы;

– индивидуализация обучения, разработка индивидуальных траекторий развития каждого ребёнка, имеющего способности в области дисциплин физико-математического цикла;

– использование вариативных форм обучения;

– широкое применение форм дистанционного обучения, консультационной работы, проектных методик.

4-я ступень (10-11 классы) – содержание направлений работы 1-й, 2-й и 3-й ступеней +

– организация различных моделей профильного обучения, обеспечивающего для интеллектуально одарённых детей возможность вне зависимости от места их проживания получать образование по инновационным программам физико-математического профиля;

– широкое применение форм дистанционного обучения, консультационной работы;

– использование различных форм внеучебной работы, системы дополнительного образования для вовлечения способных ребят в занятия точными науками, проектной, научено-исследовательской деятельностью, научно-техническим творчеством.

2. Развитие ресурсных центров образования во всех муниципальных образованиях Пензенской области

Ресурсные центры физико-математического образования создаются в каждом муниципальном образовании Пензенской области. Работа ресурсных центров физико-математического образования строится по сетевому принципу:

 

Добавить комментарий