Центр военно-патриотического воспитания

70 лет Великой Победы

  1. ПОЛОЖЕНИЕ о Центре военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУСОШ №1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области (ниже)
  2. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Центра военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУСОШ №1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова  р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области (ниже)
  3. ПЛАН  РАБОТЫ Центра военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУСОШ № 1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова р.п. Башмаково Пензенской области на 2017 год.
  4. План  проведения месячника военно-патриотического  воспитания обучающихся МБОУСОШ №1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова  р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области в 2016-2017 учебном году

 

 ПОЛОЖЕНИЕ о Центре военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУСОШ №1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области

Общие положения

1.1. Центр военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУСОШ № 1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова  р.п. Башмаково Пензенской области  (далее Центр) создан в целях повышения уровня военно-патриотического воспитания, эффективности подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, формирования морально-психологической и физической подготовки граждан (молодежи) к военной службе.

1.2. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,  Федеральным   законом   от 21  декабря  2012 года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», уставом МБОУСОШ № 1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова  р.п. Башмаково Пензенской области

Цели и задачи деятельности Центра

2.1.     Центр   создается   в   целях   организационно-методического сопровождения реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования, создания системообразующей структуры, способной обеспечить военно-патриотическое воспитание обучающихся, развития  мотивации молодежи допризывного возраста к защите Отечества и военной службе, а также реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах подготовки молодежи к военной службе.

2.2.В своей деятельности Центр осуществляет выполнение следующих задач:

внедрение инновационных технологий в управление и образовательный процесс;

информирование и консультирование педагогических и руководящих работников об инновационной деятельности образовательных организаций и педагогов;

трансляция наработанного опыта в другие образовательные организации через сетевое взаимодействие;

организация и проведение конференций, семинаров-практикумов, конкурсов и других мероприятий с участниками образовательных отношений;

обеспечение необходимых условий для формирования у обучающихся готовности к защите Отечества и военной службе;

развитие гражданско-патриотических качеств;

повышение адаптивной устойчивости молодежи к морально-психологическим и физическим нагрузкам;

удовлетворение потребности детей в занятиях военно-прикладными и техническими видами спорта;

подготовка детей в возрасте 14 — 18 лет по основам военной службы.

создание материально-технической и учебной базы для обеспечения деятельности центра;

организация оперативного межведомственного взаимодействия по военно-патриотическому воспитанию молодежи и ее подготовки к военной службе;

организация подготовки к поступлению в военно-учебные заведения;

формирование и расширение профессионального кругозора и знаний учащихся;

организация сетевого взаимодействия между школами района и Пензенской области.

2.3. Центром обеспечиваются мероприятия по охране труда и созданию безопасных условий при организации обучения и воспитания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Предмет деятельности

3.1. Предметами деятельности Центра являются:

формирование комплекса нормативного правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы по формированию морально-психологической и физической готовности обучающихся к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

оказание содействия органам исполнительной власти, учреждениям, общественным организациям в решении поставленных задач;

реализация мероприятий, направленных на решение поставленных задач;

выявление, изучение, обобщение и распространение опыта работы учреждений, организаций и общественных объединений, занимающихся военно-патриотическим воспитанием и подготовкой граждан (молодежи) к военной службе;

сотрудничество с общественными организациями.

 Виды деятельности Центра

4.1. Центр осуществляет следующие виды деятельности:

организация методической работы с преподавателями образовательных организаций, руководителями      формирований патриотической направленности, осуществляющими допризывную подготовку обучающихся  МБОУСОШ № 1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова р.п. Башмаково Пензенской области;

организация работы по обеспечению обучения молодежи  знаниями об основных положениях Конституции и Законов Российской Федерации по вопросам воинской обязанности граждан и ответственности за нарушение их, об обороне государства, составе, структуре и задачах, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, о порядке прохождения службы солдатами, об основных требованиях военной присяги и общевоинских уставов, о традициях российской армии;

правилах оказания само- и взаимопомощи, физической подготовленности и психологической устойчивости для выполнения воинского долга;

организация и проведение военно-спортивных, военно-патриотических соревнований, мероприятий по допризывной подготовке, семинаров, тренингов, мастер-классов, лекций, смотров, конкурсов;

издательская и рекламно-информационная деятельность по направлениям деятельности центра;

разработка и реализация методических материалов, интерактивных программ с использованием мультимедийных технологий по направлениям деятельности центра.

 

Программа деятельности Центра военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУСОШ № 1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова  р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области

 

Настоящая программа Ресурсного центра военно-патриотического воспитания молодежи и подготовки к военной службе подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом «Об образовании в Российской Федерации», основными положениями Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и Концепции военно-патриотического воспитания молодежи в России.

Необходимость создания программы и школьного центра военно-патриотического воспитания и подготовки обучающихся к военной службе (далее — Центра) обусловлена следующими факторами:

потребностью во внедрении инновационных технологий в управление и образовательный процесс;

необходимостью в информировании и консультировании педагогических и руководящих работников об инновационной деятельности образовательных организаций и педагогов;

важностью трансляции наработанного опыта в другие образовательные организации через сетевое взаимодействие;

потребностью Вооруженных Сил Российской Федерации в призыве на военную службу молодежи, имеющих необходимые знания, навыки и обладающих высоким уровнем адаптивности к морально-психологическим и физическим нагрузкам;

отсутствием единого научно-методического центра по разработке учебных программ,  методик подготовки молодежи к военной службе;

социальной и духовной деградацией значительной части российской молодежи, ее повышенной восприимчивостью к так называемым «ценностям» прозападного и иного толка.

Практика показывает, что процесс подготовки молодежи к военной службе заключается только в изучении в рамках общеобразовательной программы средней школы основ военной службы курса ОБЖ и организация военно-патриотического воспитания данной категории молодежи. Процесс изучения основ военной службы осуществляется недостаточно эффективно и требует совершенствования.

Это обусловлено следующими факторами:

существующая в образовательных учреждениях специализированная учебно-материальная база не отвечает требованиям, предъявляемым к уровню подготовки допризывной молодежи в условиях одного года службы;

подготовка преподавательского состава школ в полной мере не обеспечивает требуемого качества преподавания предмета.

В то же время получение начальных военных знаний в рамках общеобразовательной программы является весьма эффективным и наименее затратным способом подготовки молодежи к военной службе. Именно в этот период необходимо обеспечить достижение требуемого уровня теоретической и практической подготовленности молодежи допризывного возраста, а также оказать влияние на формирование положительной мотивации к защите Отечества. Рассматриваемый период подготовки предшествует призыву на военную службу и оказывает непосредственное влияние на снижение морально-психологического и физического порога адаптивности молодежи к условиям военной службы.

В соответствии с современным состоянием и пониманием проблем в системе образования и воспитания молодежи, в подготовке ее к военной службе, а также с учетом концептуальных установок Центр должен стать основным функциональным элементом реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования, реализации системы военно-патриотического воспитания и подготовки обучающихся к военной службе.

При создании новой системы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи возраста к военной службе на всех этапах и уровнях этого процесса в обязательном порядке должны учитываться особенности и реальные возможности образовательного учреждения, муниципалитета, региона. Такой подход отвечает современным требованиям и позволит обеспечить должную эффективность военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе.

Таким образом, целью подготовки данной Программы является определение и обоснование основ создания и функционирования Центра как системообразующей структуры методической работы, военно-патриотического воспитания и подготовки обучающихся к защите Отечества и военной службе.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих основных задач:

разработкой правовых и организационных основ создания Центра, а также порядка его взаимодействия с органами власти региона и муниципалитета, образовательными учреждениями по вопросам совместного планирования мероприятий военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к военной службе и ресурсного обеспечения этой деятельности;

определением практической деятельности Центра с максимальным использованием имеющейся учебно-материальной (технической, спортивной и иной) и организационно-методической базы, всей инфраструктуры образовательного учреждения.

Создание и обеспечение условий функционирования Центра является главной задачей формирования и развития основ федеральной системы образования, военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

 Цель создания Центра:

организационно — методическое сопровождение реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования, создание системообразующей структуры, способной обеспечить военно-патриотическое воспитание обучающихся, развитие мотивации молодежи допризывного возраста к защите Отечества и военной службе, а также реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах подготовки молодежи к военной службе.

Задачи Центра:

внедрение инновационных технологий в управление и образовательный процесс;

информирование и консультирование педагогических и руководящих работников об инновационной деятельности образовательных организаций и педагогов;

трансляция наработанного опыта в другие образовательные организации через сетевое взаимодействие;

организация и проведение конференций, семинаров-практикумов, конкурсов и других мероприятий с участниками образовательных отношений;

обеспечение необходимых условий для формирования у обучающихся готовности к защите Отечества и военной службе;

развитие гражданско-патриотических качеств;

повышение адаптивной устойчивости молодежи к морально-психологическим и физическим нагрузкам;

удовлетворение потребности детей в занятиях военно-прикладными и техническими видами спорта;

подготовка детей в возрасте 14 — 18 лет по основам военной службы.

создание материально-технической и учебной базы для обеспечения деятельности центра;

организация оперативного межведомственного взаимодействия по военно-патриотическому воспитанию молодежи и ее подготовки к военной службе;

организация подготовки к поступлению в военно-учебные заведения;

формирование и расширение профессионального кругозора и знаний учащихся;

организация сетевого взаимодействия между школами района и Пензенской области.

 Основные направления деятельности Центра.

Внедрение инновационных, педагогических и информационно- коммуникативных технологий в управление и образовательный процесс.

Отработка моделей организации предпрофильного и профильного обучения старшеклассников на основе сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.

Развитие государственно-общественных форм управления образованием.

Обобщение и трансляция наработанного опыта работы в другие образовательные организации через реализацию программы сетевого взаимодействия ресурсного центра с образовательными организациями.

Организация инновационной деятельности по актуальным проблемам образования.

Эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов для апробации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования.

Отработка модели сетевого взаимодействия с муниципальными образовательными организациями для реализации педагогических инноваций, образовательных проектов, программ.

Проведение государственной политики по созданию условий для социального, культурного, духовно-нравственного и физического развития молодежи.

Утверждение в обществе и сознании молодежи социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа военной службы.

Создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять долг и обязанности гражданина, патриота, защитника Российской Федерации.

Деятельность ресурсного центра строится на основе взаимодействия с образовательными учреждениями, реализующих программы военно-специальной подготовки и военно-патриотического воспитания.

 Основные этапы деятельности Центра.

Вышеназванные направления деятельности и их содержание составляют основу процесса военного и патриотического воспитания. Они сбалансированы, взаимосвязаны между собой.

Принимая во внимание, что основной целевой группой рассматриваемого процесса является молодежь в возрасте от 7 до 18 лет, его содержание обусловлено, прежде всего, различием социально-психологических, возрастных и иных особенностей тех или иных категорий детей и молодежи, имеет многоплановый и насыщенный характер, разделенный в силу его продолжительности на несколько этапов. Деление процесса на этапы не нарушает его целостности и непрерывности, поскольку все его содержание направлено на достижение конечного результата — подготовку молодежи к военной службе в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В зависимости от основного содержания, направленности и других параметров этого процесса целесообразно выделить следующие его основные этапы.

Первый этап - начальный, закладывает основы формирования патриотизма, стремления стать достойным гражданином Отечества и его защитником. Продолжительность — 4 года (1-4 классы). Возрастные границы детей — 7-11 лет включительно.

Основное содержание и направленность этапа — формирование и развитие у детей познавательных и мотивационных потребностей и интересов, вызывающих активное и позитивное отношение к необходимости защиты Отечества, стремление к личному участию в ней. Это достигается всемерной активизацией психических познавательных процессов, развитием индивидуальных особенностей личности ребенка посредством, прежде всего, многообразия игровых форм, методов и методик учебно-воспитательной деятельности. Этап ориентирован на формирование и развитие основных патриотических ценностей, чувств, нравственных качеств, социально значимых ориентиров, в том числе осознание личной ответственности за судьбу Отечества.

В процессе деятельности даются первоначальные основы технической и военно-технической подготовки, осуществляются развитие физической культуры, приобщение к отдельным видам спорта, в том числе к военно-прикладным, вырабатываются начальные трудовые и иные социально значимые навыки, в том числе военной направленности.

Второй этап — подготовительный. В ходе него формируются основные элементы готовности к защите Отечества и военной службе, связанные не только с осознанием подростками их необходимости, но и с пониманием значения требуемого уровня личной подготовки к выполнению воинского долга, важности постоянного и активного участия в ней. Продолжительность — 5 лет (аналогично второй — основной ступени обучения в общеобразовательной школе (5-9 классы). Возрастные границы подростков  -  11-15 лет включительно.

Основное содержание и направленность этапа. Приоритетным является военно-гуманитарный компонент формирования готовности. Патриотическое воспитание приобретает большую социально значимую направленность, становится практико-ориентированным. Военно-патриотическое воспитание постепенно особенно к завершению этапа становится главным направлением патриотического воспитания.

Участие подростков в военно-патриотической деятельности (конкретных мероприятиях) становится более осознанным, реально значимым и характеризуется не только многоплановостью, но и напряженностью вследствие повышения степени регулярности и уровня подготовленности проводимой учебно-воспитательной работы. По сравнению с предыдущим на этом этапе значительно возрастает количество проводимых учебных занятий по базовым компонентам подготовки (военно-технического, специального и военно-спортивного). Большее внимание уделяется подготовке и организации мероприятий комплексного характера, сочетающих самые различные формы военно-патриотического воспитания и подготовки подростков к защите Отечества и военной службе и имеющих ощутимую продолжительность во времени (от нескольких дней до нескольких недель): оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, походы, экскурсии, участие в поисковой деятельности, фестивали, смотры-конкурсы и др.

Не меньшее значение имеет целенаправленное формирование нравственных, патриотических, социально значимых и иных позитивных ценностей, принципов, качеств, привычек. Это достигается посредством постоянного вовлечения подростков в систему самых различных мероприятий, предполагающих их активное участие в реальной и хорошо организованной деятельности под руководством опытных педагогов-воспитателей.

Процесс формирования будущих защитников Отечества неразрывно связан с целенаправленной воспитательной работой по преодолению у них негативных взглядов, убеждений, привычек, анти- и псевдоценностей.

Третий этап — основной, военно-ориентированный. По его завершении обеспечивается формирование основных социально значимых, нравственных и патриотических ценностей, взглядов, принципов, качеств юношей и минимальный     уровень их готовности к  военной службе.

Продолжительность — 2 года (аналогично завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе (10- 11 классы). Возрастные границы юношей  - 15-18 лет.

 Основное содержание и направленность этапа.

Базовые компоненты подготовки приобретают доминирующее значение. Приобретенные школьные знания способствуют значительному повышению уровня учебных занятий по военно-технической (специальной) подготовке, что позволит использовать более сложные и эффективные программы и конкретные методики. Возросший уровень физического развития в юношеском возрасте позволяет значительно активизировать подготовку по отдельным особенно военно-прикладным видам спорта.

Первый и четвертый компоненты реализуются преимущественно в интегрированном виде (в рамках этих двух направлений). При этом повышенное внимание уделяется мотивации юношей, формированию у них устойчивых позитивных установок в отношении готовности к защите Отечества и военной службе, интереса к Вооруженным Силам, к роли и значению военной деятельности как фактору обеспечения стабильности и безопасности в обществе, одному из непременных условий благополучия и нормальной жизни российских граждан.

Большое воздействие на качественное формирование будущих защитников Отечества оказывают занятия по основам военной службы, пятидневные учебно-полевые сборы, военно-спортивные игры, другие мероприятия, имеющие непосредственное отношение к воинской деятельности. Благодаря этому юноши приобретают знания, навыки, умения и качества, необходимые для начального периода военной службы.

Таким образом, с учетом специфики каждого этапа обеспечение эффективности формирования у детей и молодежи всесторонней готовности к защите Отечества и военной службе как долговременному процессу предполагает:

сохранение единства и тесной взаимосвязи между всеми основными компонентами этой деятельности на каждом ее этапе (целей, задач, принципов, содержания);

согласованное и взаимосвязанное использование оптимальных программ, проектов, форм, методов, специальных методик, средств, технологий;

систематизацию и последовательность данной деятельности в различных ее звеньях;

взаимосвязь данной деятельности с другими направлениями в воспитании в целях формирования у детей и молодежи готовности к защите Отечества и военной службе.

 Ожидаемый результат.

Создание Центра и организация его эффективной работы позволит:

создать единый специализированный учебно-воспитательный  комплекс, способный обеспечить подготовку молодежи к военной службе в соответствии с предъявляемыми требованиями;

обеспечить непрерывность, последовательность и эффективность процесса подготовки детей и подростков к защите Отечества и военной службе;

консолидировать усилия органов исполнительной власти региона и муниципальных образований, образовательных учреждений, отвечающих за подготовку молодежи к защите Отечества и военной службе, на решении вопросов всестороннего обеспечения функционирования этого процесса;

сосредоточить необходимые ресурсы из различных источников на решение государственной задачи по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их военно-патриотическое воспитание;

внедрить инновационные педагогические и информационно-коммуникативные технологии в управление и образовательный процесс;

шире использовать научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и проектную деятельность;

выявлять образовательные потребности педагогических и руководящих работников базовых ОУ;

проводить консультирование педагогических и руководящих работников базовых ОУ, оказывать им информационно-методическую поддержку по актуальным вопросам преподавания, организовывать обучение различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы передового педагогического опыта, новаторских методов обучения и воспитания, навыков управления; распространять передовой педагогический опыт, знакомить педагогическую общественность с результатами работы по реализуемым содержательным направлениям через создание и сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ, осуществлять издательскую деятельность;

отработать модели сетевого взаимодействия с ОУ для реализации педагогических инноваций, образовательных проектов и программ.

Деятельность ресурсного центра строится на основе взаимодействия с образовательными учреждениями, реализующих программы военно-специальной подготовки и военно-патриотического воспитания.

 Итогом деятельности Центра должно стать:

  1. внедрение инновационных технологий в управление и образовательный процесс;
  2. трансляция наработанного опыта в другие образовательные организации через сетевое взаимодействие;
  3. создание веб-сайтов, электронных СМИ и т. д.
  4. повышение качества подготовки и уровня готовности молодежи к военной службе, боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации и военной безопасности Российской Федерации в целом;
  5. призыв на военную службу граждан, имеющих необходимые навыки по военно-учетным специальностям, обладающих высоким уровнем адаптивности к стрессовым, морально-психологическим и физическим нагрузкам;
  6. повышение статуса, престижа и привлекательности военной службы, изменение к лучшему общественного мнения о Вооруженных Силах Российской Федерации;
  7. развитие у молодежи стремления быть достойными гражданами России и соответствие его статусу при выполнении конституционных обязанностей по защите Отечества;
  8. консолидация и объединение на основе обеспечения защиты Отечества, его надежной безопасности различных категорий молодежи вне зависимости от особенностей, различий в месте проживания, условий жизнедеятельности;
  9. формирование банка педагогической и методической информации;
  10. организация и проведение педагогических семинаров, конференций и т. д.
  11. подготовка методических рекомендаций по военно-патриотическому направлению;
  12. выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей;
  13. реализация на базе ресурсного центра системы профориентационных мероприятий;
  14. размещение материалов о деятельности ресурсного центра на сайте школы.