Для родителей

risunok1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

СПИСОК  КНИГ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ  ДЛЯ  СЕМЕЙНОГО  ЧТЕНИЯ 

 

«РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».

 Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Формирование духовной культуры личности  всегда осуществляется через чтение. Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи?  Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

 Отношение к книге и чтению  зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития — в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это — первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

 Осознайте САМИ важность совместного проведения времени с ребенком за чтением

  1. Дисциплинируйте свой образ жизни: составьте план чтения с ребенком (выберите те произведения, которые будете читать, хотя бы на неделю)
  2. Продумайте систему мотивации для первоначального этапа приобщения ребенка к книге, если в этом есть необходимость
  3. Выберите время для чтения: возможно, вечером, во время спокойного расположения духа всех членов семьи
  4. Заинтересуйте ребенка рассказом о писателе
  5. Прочитайте произведение, обязательно обсудите его.
  6. Обязательно похвалите юного читателя!

Список книг, рекомендуемых для семейного чтения

Каждый найдет свою книжку!

Для самых маленьких:

1) Сергей Михалков «Дядя Степа», «Три поросенка», «Рассказ о неизвестном герое».

2) Маршак Самуил Яковлевич «Вот такой рассеянный», «Двенадцать месяцев», «Усатый-полосатый» и другие стихи.

3) Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино», \»25 профессий Маши Филлипенко\».

4) Корней Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Бибигон», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и др.

5) Агния Барто «Игрушки» (Бычок, Мишка, Слон, Самолёт, Лошадка, Грузовик, Мячик, Зайка, Козлёнок, Кораблик),

«Мы с Тамарой» (Мы с Тамарой, Катя, Жадный Егор, Любочка, Я лишний, Медвежонок-невежа).

6) Русские народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба» и др.

7) А.С. Пушкин «Сказки» («Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи

богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

10) Сказки народов мира.

11) Дональд Биссет «Сказки».

12) Ирина Токмакова \»Стихи\».

13) Г. Фаллада \»Фридолин — нахальный барсучок\», \»Геометрия для малышей\», \»Шагал один чудак\», \»Настоящий тигр\».

14) Геннадий Цыферов \»Сказки старинного города\», \»Дневник медвежонка\».

15) Л. Мур «Крошка Енот».

В 5-6 лет:

1. Г. Х. Андерсен «Сказки» («Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Волшебный холм», «Новый наряд короля», «Дорожный товарищ», «Принцесса на горошине», «Дочь болотного царя», «Калошисчастья», «Маленький Клаус и Большой Клаус», « Русалочка», «Огниво», «Сундук-самолет», «Старый дом», «Суп из колбасной палочки», «Дюймовочка», «Штопальная игла», «Дикие лебеди» и др.).

2. П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

3. Р. Киплинг «Сказки».

4. Сергей Аксаков «Аленький цветочек».

5. В. Катаев «Цветик-семицветик».

6. Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» («Как оживить сказку», «Братец Лис и Братец Кролик» и другие).

7. Ян Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый» и другие.

8. Г. Остер «Вредные советы», \»Бабушка удава\».

9. В. Бианки «Лесные были и небылицы», «Муравьишка» и другие.

10. Братья Гримм «Сказки» («Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Горшочек каши», «Бабушка

Метелица», «Король-лягушонок или Железный Генрих», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Синяя

Борода» и другие).

11. Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы».

12. Т. И. Александрова «Домовенок Кузя».

13. Д. Хармс «Стихи для детей», «Плих и Плюх».

14. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

15. Кир Булычев «Приключения Алисы» («Путешествие Алисы», «Заповедник сказок», «Миллион приключений»,

«Конец Атлантиды», «Подземная лодка», «Алиса и крестоносцы», «Война с лилипутами»).

16. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Пеппи — Длинный чулок», «Эмиль из Леннеберги».

17. Анне Вестли \»Мама, папа, 8 детей и грузовик\».

18. Алан Александр Милн «Винни Пух и все-все-все», \»Баллада о королевском бутерброде\».

19. А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных

королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».

20. «Азбука» Стихи и сказки о буквах и звуках.

21. М. Салье «Сказки тысячи и одной ночи» (семь путешествий Синдбада-морехода, повесть о скитаниях принца,

ставшего нищенствующим дервишем, история о Медном городе, Абдаллах Земной и Абдаллах Морской, Абу Кир и Абу

Сир, сказка об Ала ад-Дине и волшебном светильнике, истории о яйце птицы рухх и сокровищах пирамид и другие).

22. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

23. Е. Шварц «Сказки» («Сказка о потерянном времени»).

24. Шарль Перро «Сказки» («Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Золушка, или хрустальная

туфелька»).

25. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».26. Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит или туда и обратно».

27. Усачёв А. «Умная собачка Соня».

28. Саша Чёрный \»Дневник Фокса Микки\».

29. А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»

30. Л. Пантелеев «Буква «ты», «Фенька», «Две лягушки» и др.

31. Б. Житков «Что я видел», рассказы

32. В. Гаршин «Лягушка-путешественница» и др. сказки

33. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».

34. Толстой А. Н. \»Золотой ключик, или Приключения Буратино\».

35. Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал».

36. Эсфирь Эмден «Дом с волшебными окнами».

В 7-8  лет:

1. В. Драгунский «Денискины рассказы».

2. Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч».

3. Е. Велтистов «Приключения Электроника», «Рэсси», «Миллион и один день каникул».

4. Р. Киплинг «Маугли».

5. Ю. Олеша «Три толстяка», «Слепой музыкант».

6. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена».

7. Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

8. Сергей Козлов «Ежик в тумане», «Правда, мы будем всегда?», \»Львенок и Черепаха\», \»Трям, здравствуйте!\».

9. Крылов «Басни».

10. Сергей Михалков \»Басни\».

11. В. Маяковский \»Кем быть?\».

12. А. Чехов «Каштанка».

В 9-10 лет:

1. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители».

2. Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

3. П. П. Бажов «Уральские сказы» («Медной горы хозяйка», «Малахитовая Шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Две ящерки», «Приказчиковы подошвы», «Таюткино зеркальце», «Про Великого Полоза», «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Богатырёва рукавица», «Кошачьи уши», «Иванко-Крылатко», «Чугунная бабушка», «Живинка в деле», «Солнечный камень», «Васина гора» и другие).

4. Даниэль Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

5. Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Геккельбери Финна», «Янки при дворе короля Артура».

6. Ф. Зальтен «Бэмби».

7. Детская библия.

8. Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера».

9. Дж. К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки».

10. Р. Л. Стивенсон «Черная стрела», «Остров сокровищ», «Клуб самоубийц», «Алмаз Раджи».

11. Г. Троепольский «Белый Бим, Черное Ухо»

12. Михаил Пришвин \»Кладовая Солнца\», \»Кощеева цепь\».

13. Игорь Акимушкин «Мир Животных», «Млекопитающие или звери».

14. О. Генри «Рассказы».

В 11-12 лет:

1. Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80

дней».

2. Мифы Древней Греции и Древнего Рима.

3. А. С. Грин «Алые паруса», «Золотая цепь».

4. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».

5. Р. Саббатини «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада».

6. М. Гершензон «Баллады о Робин Гуде».

7. Т. Майн Рид «Всадник без головы», «Белый вождь», \»Охотники за скальпами\».12. Эмилио Сальгари «На дальнем Западе», «Охотница за скальпами», «Город прокаженного царя».

8. В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роб Рой».

9. Г. Гаррисон «Неукротимая планета», «Фантастическая сага».

10. Джек Лондон «Сердца трех», «Белый клык», «Мартин Иден», «Лунная долина». Повести, Рассказы.

16. Э. Р. Бэрроуз «Тарзан», «Владыка Марса», «Принцесса Марса» и другое («Марсианские войны»).

17. Л. Пантелеев «Республика \»Шкид\»», «Пакет».

В 13-14 лет:

1. Виктор Гюго «Человек, который смеется».

2. Грибоедов А. С. «Горе от ума».

10. Железников «Чучело»

11. Оскар Уальд «Портрет Дориана Грея».

12. Эдгар По «Рассказы».

13. А. С. Пушкин «Маленькие трагедии», «Евгений Онегин», Стихи (+критика Лотман + Набоков).

14. Г. К. Честертон «Тайна отца Брауна» и другие.

15. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон», стихи («Свидание», «Ангел» (1831), «Парус» (1832), «Смерть поэта» (1837, опубл. за границей 1858, в России полностью – 1860), «Узник» (1837), «Дума» (1838), «Дары Терека» (1839), «Журналист, читатель и писатель» (1840), «Как часто, пестрою толпою окружен» (1840), «Прощай, немытаяРоссия» (1841, опубл. 1860), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу» (1841), «Пророк» (1841)).

16. Н.В. Гоголь \»Мертвые души\», \»Выбранные места из переписки с друзьями\», \»Вечера на хуторе близ Диканьки\»,\»Ночь перед Рождеством\», \»Майская ночь, или Утопленница\», \»Заколдованное место\», \»Шинель\», \»Тарас Бульба\»,\»Ревизор\», \»Страшная месть\».

17. М. Митчелл «Унесённые ветром».

В 15-17 лет:

1. Дж. Д. Селлинжер «Над пропастью во ржи» и рассказы.

2. Франц Кафка «Замок», «Процесс».

3. Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» («Полёт над гнездом кукушки»).

4. Ф. М. Достоевский «Бедные люди», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».

5. Борис Акунин «Азазель», «Турецкий гамбит».

6. Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Триумфальная арка», «Черный обелиск»

(собрание сочинений).19. Л.Н. Толстой \»Война и мир\», «Анна Каренина».

7. М. Шолохов «Тихий Дон».

8. Б. Пастернак «Доктор Живаго», стихи.

9. М. Булгаков «Мастер и Маргарита», \»Собачье сердце\», \»Белая гвардия\», \»Дни Турбиных\», „Роковые яйца“.

10. Мариэтта Чудакова \»Жизнеописание Михаила Булгакова\».

11. И. Бунин «Тёмные аллеи», «Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни».

12. В. Н. Муромцева «Жизнь Бунина», «Беседы с памятью».

13. Ильф И. и Петров Е. «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок», \»Одноэтажная Америка\».

14. Платонов А. «Котлован».

15. Замятин «Мы»

16. А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», \»В круге первом\», \»Раковый корпус\», \»Архипелаг ГУЛАГ\»,\»Двести лет вместе\».

17. Голсуорси Дж. «Сага о Форсайтах»

18. Э. Хэмингуэй «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол».

19. Стендаль «Красное и чёрное», «Пармская обитель».

20. М. Зощенко «Рассказы».

21. Стихи: О. Хайям, В. Шекспир, М. Басё, И. Крылов, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Северянин, С. Есенин, О.Мандельштам, Н. Гумилёв, М. Цветаева, В. Маяковский, Р. Рождественский, Булат Окуджава.

22. А. Ахматова «Вечер» (1912), «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922), «Бег

времени». Воспоминания.

23. А. Блок «Стихи» («Незнакомка» и другие).

24. М. А. Светлов «Стихи» («Гренада», \»Песня о Каховке\» и другие).

25. Куприн «Гранатовый браслет», «Суламифь».

26. Тэффи \»Рассказы\».

27. Оруэлл Дж. «1984».

28. М. Горький «Жизнь Клима Самгина».